Устав субъекта рф

Диссертация - 480 руб. Устав субъекта Устав субъекта рф Федерации как источник конституционного права : диссертация. Устав субъекта Российской Федерации в системе конституционного законодательства Российской Федерации 1. Понятие и становление устава субъекта Российской Федерации как источника конституционного права 15 1. Место устава субъекта Российской Федерации в системе источников онституционного права 40 1. Соотношение устава субъекта Российской Федерации и Конституции Российской Федерации 59 Глава II. Особенности устава субъекта Российской Федерации как источника конституционного права 2. Устав субъекта рф и содержание устава субъекта Российской Федерации 77 2. Устав - юридическая база законодательства субъекта Российской Федерации 96 2. Принятие устава субъекта Российской Федерации ПО 2. Правовая охрана устав субъекта рф субъекта Российской Федерации 128 Заключение 157 Библиографический список Место устава субъекта Российской Федерации в системе источников онституционного устав субъекта рф В федеральном государстве предполагается двухуровневая структура законодательства, представляющая і собой определенное органичное единство федерального законодательства и законодательства субъектов федерации. Российское конституционное право как отрасль права является целостным нормативным образованием, одним из компонентов которого является система правовых норм, регламентирующих организацию государственной власти в- субъектах федерации, правовой статус субъекта федерации, избирательный процесс в субъектах федерации, устанавливающих дополнительные меры обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах федерации. Органы государственной власти субъектов федерации принимают правовые акты, регламентирующие общественные отношения, традиционно относящиеся к предмету федерального государственного права. В частности, вопросы административно - территориального устройства, организации государственной власти, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время объективно выделяют наряду с конституционным законодательством Российской Федерации конституционное уставное законодательство субъектов федерации, которые в своей совокупности образуют конституционное законодательство Российской Федерации, а, значит, справедливо относятся к источникам конституционного права. Конституция Российской Федерации, закрепив принцип разделения предметов ведения и полномочий устав субъекта рф Российской Федерацией и ее субъектами, предоставила возможность последним самостоятельно устанавливать собственную систему государственной власти, систему гарантий прав и свобод человека и гражданина, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и т. Субъект Российской Федерации устав субъекта рф осуществлять самостоятельное правотворчество и управление в предметах собственного устав субъекта рф. Аничкина, учредительные акты субъектов Российской Федерации конституции и уставы как источники конституционного права призваны развивать политико-правовые гарантии практической реализации федеральной Конституции на территории всех субъектов с учетом их специфических условий и потребностей1. В науке под «источником права» понимают особые формы выражения юридических устав субъекта рф. Источники конституционного права могут быть определены как различные внешние формы выражения конституционно -правовых норм 3. Эта форма - источники! Ветров считает, что все перечисленные свойства характерны для устава1 субъекта РФ. Во-первых, во всех уставах в четкой устав субъекта рф понятной форме сформулированы права и обязанности участников правоотношений. В-любом случае этот срок не должен наступить ранее дня, следующего заднем официального опубликования данного закона». По поводу общеобязательности устав субъекта рф норм уставов следует отметить» следующее. В Конституции Российской Федерации закреплен общий принцип соблюдения Конституции Российской Федерации и законов органами государственной власти, органами, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами их объединениями. Устав как часть законодательства Российской Федерации- предусматривается ч. Отсюда можно сделать, вывод, что обязанность всех граждан их объединений, органов власти и местного самоуправления, должностных лиц соблюдать законы распространяется и на устав. В своих текстах уставы повторяют эти нормы и несколько их конкретизируют. Соотношение устава субъекта Российской Федерации и Конституции Российской Федерации Понятие «система» при конкретном способе ее рассмотрения трактуется как «отграниченное множество» взаимодействующих между собой элементов, составляющих целостный комплекс. В свою очередь понятие «элемент» определяется как органичный компонент данной системы. Другими словами, система - это некое целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Следовательно, для выяснения вопроса, что представляет собой система источников конституционного права, необходимо установить: а из устав субъекта рф элементов состоит данная система; б как эти элементы взаимосвязаны между собой. Конституционное право как отрасль права имеет собственную систему источников, для которой характерны такие качества, как взаимосвязь составляющих ее элементов взаимообусловленность их существования; конкретизация в источниках положений, содержащихся в других источниках их иерархия соподчинение устав субъекта рф их непротиворечивость; преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими. В правовой литературе под источником права понимается форма, в которой выражаются правовые нормы. Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера - характера норм права. Два этих аспекта не всегда совпадают. Государство создает издает правовые нормы в виде законодательных иных нормативных правовых актов либо санкционирует последние, придавая им тем самым юридическую силу например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах местного самоуправления. Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и- получают юридическую силу конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие устав субъекта рф своему содержанию предмет конституционногошрава. Устав субъекта рф источникам права присущи признаки, характерные1 для всех источников права; такие как, например, определенность, общеобязательность, общеизвестность. Между тем, ряд исследователей выделяет признаки, присущие только источникам конституционного права. Общим требованием содержательного характера для всех источников конституционного права является их непосредственная связь с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты. «Такое соотношение власти и1 юридических норм в конституционном праве предъявляет к его юридическим источникам особые требования: они должны не просто регламентировать деятельность государственных органов, предоставлять, право на власть от имени и по поручению. Они, прежде всего, формируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов». В юридической литературе выделяются следующие виды источников конституционного права: Конституция РФ, содержащие нормы устав субъекта рф права федеральные законы, подзаконных актов актов Президента РФ и постановлений Правительства РФакты Федерального Собрания, международные и внутригосударственные договора, акты субъектов РФ, сохраняющих свое действие актов бывшего СССР и РСФСР. Также выделяются такие источники как: естественное право, декларации, акты органов местного самоуправления, судебные акты. Базисным источником современного конституционного права выступает Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ нашли свое урегулирование наиболее важные для1 общества, государства и отдельного человека общественные отношения. Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия их юридическую силу. К источникам конституционного права, действующих только устав субъекта рф территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде устав субъекта рф, конституции республик и уставы других субъектов федерации, принятые их законодательными представительными органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституции республик и уставы других субъектов федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению устав субъекта рф другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической- силой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречить им. Основной, закон субъекта федеративного государства является актом юридическим и- политическим. В политическом смысле устав субъекта федерации выражает волю населения регионов о вхождении в состав единого многонационального государства, о формировании органов государственной власти их компетенции в соответствии с федеральным законодательством, об учреждении целей правового регулирования и основ регионального законодательства в соответствии с федеральными конституционными принципами. В политическом смысле устав субъекта федерации является вторичным актом по отношению к основному закону суверенного государства, не претендуя на определение исторической і судьбы. В юридическом смысле, как Конституция Российской Федерации, так и уставы субъектов федерации характеризуются в качестве устав субъекта рф правовых актов, которые являются одним из видов источников права. Именно устав субъекта рф обстоятельство является теоретико-методологической базой для изучения- понятия и сущности устава субъекта федерации, поскольку формирование правовых понятий, по существу, не отличается от "общей и универсальной процедуры формирования" таковых "в других отраслях научного устав субъекта рф, причем суть этой процедуры состоит в "формализации знаний в области государственно-правовых устав субъекта рф. Устав - юридическая база законодательства субъекта Российской Федерации В федеративном государстве, состоящем из государств или государствоподобных образований - субъектов федерации, как правило, имеющих свои собственные конституции или законы, выполняющие функции конституций уставы краев, областейзакономерно возникает вопрос о месте и роли федеральной Конституции, уставов субъектов федерации их соотношении между собой. В наиболее общем виде можно сказать, что уставы субъектов федерации должны соответствовать федеральной Конституции. В связи с этим представляется целесообразным начать исследование вопроса соотношения устава субъекта РФ и Конституции РФ с верховенства последней на территории Российской Федерации. Верховенство закона — главенство конституции, законов в деятельности государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами. Верховенство закона - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными иными лицами. В данном случае верховенство закона рассматривается как принцип законности, под которым понимается соответствие нормативных правовых актов правоприменения предписаниям конституции и законам. Это означает, что ни один подзаконный акт не может противоречить закону, акт правоприменения должен приниматься в точном соответствии с нормами закона. Особая процедура принятия закона, регулирование им наиболее важных общественных устав субъекта рф и предопределяют ту роль, которую он играет в правовой системе государства. В этом смысле принцип верховенства закона действует только в странах романо-германской системы права к которым относится и Российская Федерация. Устав субъекта рф других правовых системах закон не занимает главенствующего места в ряду источников права, нередко уступая по значению в теории или на практике судебному прецеденту, религиозному предписанию или правовому обычаю. Особый аспект имеет принцип верховенства законов в федеративных государствах, где он является выражением государственного суверенитета на всей территории страны. Федеральные законы имеют высшую силу по тем вопросам, которые отнесены к исключительному ведению федерации или совместному ведению. Верховенство Конституции Российской Федерации — юридическое свойство Основного закона, означающий господствующее верховенствующее положение его норм во всей национальной системе права. Верховенство Конституции Российской Федерации означает, что она имеет устав субъекта рф юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Верховенство Конституции Российской Федерации означает также, принимаемые в Российской Федерации законы иные правовые акты считаются неконституционными, то есть недействительными при условии противоречия конституционным нормам. Верховенство Конституции РФ обеспечивается единством государственной -власти и устав субъекта рф целостностью Российской Федерации. Верховенство закона можно рассматривать и как формальный принцип правового государства формальный, потому, что в демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву. В данном контексте верховенство закона означает ограничение государства правовыми предписаниями, закрепленными в форме закона. Устав субъекта рф устава субъекта Российской Федерации Золотухина также отмечает однотипность структуры уставов: «Как всякий региональный закон конституции и уставы субъектов Российской Федерации имеют свою структуру, которая в основном однотипна и обусловлена предметом их правового регулирования и структурой федеральной Конституции. В самом общем виде можно предложить следующую структуру названных законов: преамбула конституции устава - вводная часть, в которой находит отражение, в том числе, субъект, принимающий конституцию или устав; конституционные уставные нормы, регулирующие статус субъекта федерации; основы конституционного строя; статус равноправного субъекта Российской Федерации; порядок изменения статуса и формы его правового регулирования; конституционные уставные нормы, регулирующие основы правового положения личности; конституционные уставные нормы, регулирующие территориальное устройство. Вопросы территориального устройства либо выделяются в отдельные главы например, конституции республик Татарстан, Карелии, устав Устав субъекта рф краялибо помещаются в главы, регламентирующие статус того или иного субъекта например, устав Ставропольского края. В содержание этих норм включаются закрепление принципов территориального устройства, статус и состав территориальных единиц и населенных пунктов, устав субъекта рф государственных органов по решению вопросов территориального деления; конституционные уставные нормы, регулирующие организацию государственной власти и местного самоуправления. Указанные нормы либо повторяют нормы Федеральной Конституции, касающиеся предметов совместного ведения например, устав Ханты — Мансийского автономного округа, Ставропольского краяустав субъекта рф ограничиваются ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Устав субъекта рф например, устав Саратовской области ; иные нормы конституционного уставного законодательства, к числу которых относятся нормы, закрепляющие их государственные языки, статус столицы или административного центра, меры по защите прав национальных меньшинств и т. Следует отметить, что в- соответствии со ст. Умновой, ше национально устав субъекта рф государственной природой. В краях, областях официальная символика, ограничивается, как правило, гербом и дополняется гимном края, области. Первый заключается в том, что устав закрепляет только основы организации государственной власти и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации. Данный подход реализует одну функцию устава — устав субъекта рф в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, что не позволяет реализовать весь потенциал субъекта РФ. Второй характерный подход, используемый в структуре и содержании устава, это не только регулирование вопросов властеотношений, но и общественного строя субъекта РФ, включающего в себя отношения между личностью и органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Третий подход выражается в попытке объединить задачу конституционного регулирования с закреплением автономии субъекта РФ в различных сферах. В данном случае перечисляются не только предметы ведения субъекта РФ, но и механизм их реализации в,условиях конкретной области. Данный подход встречается довольно часто в учредительных актах субъектов Устав субъекта рф и представляется устав субъекта рф удачным, так как позволяет реализовать основные функции устава, что обеспечивает всестороннее и полное уставное регулирование на территории субъекта- Российской Федерации. Почти все уставы начинаются с краткой, торжественной преамбулы, устав субъекта рф которой выражается воля населения соответствующей территории, цели и принципы, на которых основываются базовые нормы. В преамбуле Устава в Пензенской области говорится, что Устав в соответствии с Конституцией России и с учетом мнения населения области, его истории, культуры и традиций определяет статус Пензенской области как равноправного субъекта Федерации и создает правовые основы для ее всестороннего развития. Уставы Ярославской и Брянской областей преамбул не имеют. Кривошеий считает, что если законодатели данных областей не сочли нужным включить в свои уставы преамбулу, то ничего незаконного в этом нет, так как преамбула не устав субъекта рф сама по себе юридической! Однако массовая законодательно - уставная1 практика предполагает наличие такого элемента как преамбула.

См. также