Порядок установления наличия профессионального заболевания

Социальное обеспечение лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей : Логин: пароль: Федеральный правовой портал v. Социальное порядок установления наличия профессионального заболевания лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей :правовые вопросы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Социальное обеспечение лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей : правовые вопросы : автореферат диссертации на порядок установления наличия профессионального заболевания ученой степени кандидата юридических наук ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертационного исследования. Профессиональные заболевания оказывают серьезное воздействие на состояние здоровья работающих граждан, продолжительность их жизни и смертность. Для одних профессиональные заболевания влекут временную нетрудоспособность, для других - снижение профессиональной трудоспособности, для третьих - инвалидность, для четвертых - смерть. При этом государство несет потери в трудовых ресурсах, расходы на установление наличия профессиональных заболеваний их учет, проведение медицинских экспертиз, денежные выплаты и реабилитацию. Не случайно в ряде политических и юридических документов последних лет вопросам профилактики и своевременного порядок установления наличия профессионального заболевания профессиональных заболеваний, укрепления здоровья населения, снижения смертности уделяется пристальное внимание. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. Снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление последних, разработка и порядок установления наличия профессионального заболевания совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда предусмотрены в порядок установления наличия профессионального заболевания первого приоритетного направления государственной демографической политики в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В развитие указанных документов Минздравсоцразвития России приказом от 23 октября 2008 г. Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения. Программа ориентиро- 3 вана, в частности, на решение таких стратегических задач, как снижение рисков профессиональных заболеваний индикаторы - динамика профессиональных заболеванийснижение смертности от предотвратимых причин индикаторы - доля выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотровулучшение здоровья работающего населения индикаторы - доля выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров. Доля выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров в 2007 г. В плане мероприятий Программы предусмотрено нормативно-правовое обеспечение охраны труда, совершенствование действующей нормативно-правовой базы по охране порядок установления наличия профессионального заболевания, гармонизированной с международными нормами, создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте, совершенствование профпатологической службы России, включая проведение специализированных медицинских обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики профессиональных заболеваний, совершенствование и повышение эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда порядок установления наличия профессионального заболевания др. Все изложенное свидетельствует об актуальности темы диссертации и явилось основанием для ее выбора. Состояние научной разработанности темы. Несмотря на важность обозначенной тематики, в науке права социального обеспечения она не исследовалась на диссертационном уровне. Порядок установления наличия профессионального заболевания близкими к ней по содержанию являются кандидатские диссертации Ковалевского «Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве правовые вопросы » и Синькова «Возмещение вреда в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных порядок установления наличия профессионального заболевания правовой аспект ». Отдельные вопросы указанной темы рассматривались в трудах Федоровой и других авторов. Цель и задачи диссертации. Целью исследования стали правовой анализ социального обеспечения лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей, выявление недостатков в нормативно-правовом регулировании и правоприменительной деятельности в этой сфере и обоснование предложений по их совершен- 4 ствованию. Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач: - проанализировать понятие профессиональных заболеваний и провести их классификацию; определить место правовых норм об обязательном социальном страховании и социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей в системе российского права; изучить порядок установления наличия профессиональных заболеваний, их расследования и учета; исследовать правовые вопросы проведения медицинских экспертиз; провести анализ источников права, регулирующих социальное обеспечение лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей; изучить правовые вопросы предоставления отдельных видов социального обеспечения лицам, пострадавшим от профессиональных заболеваний, и членам их семей. Объект и предмет исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования является социальное обеспечение лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей. Предмет исследования составили нормативные правовые акты в рассматриваемой области и виды социального обеспечения, предоставляемые лицам, пострадавшим от профессиональных заболеваний, и членам их семей. Диссертация подготовлена с использованием как общих методов научного познания законы формальной логики, анализ, синтез и т. Теоретической основой диссертации являются научные работы российских ученых по теории государства и права Диссертация подготовлена на основе изучения международных актов о правах человека, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов ряда субъектов РФ Республики Татарстан, г. Москва, Свердловской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югр044Bактов Минздравсоцразвития России, Фонда социального страхования РФ, актов социального партнерства, материалов практики, научной и учебной литературы, опыта некоторых зарубежных стран Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Порядок установления наличия профессионального заболевания, ФРГ и др. Эмпирической основой диссертации явились материалы деятельности горно-металлургических организаций Свердловской области, ряда других субъектов Российской Федерации, территориальных учреждений Фонда социального страхования РФ, медицинских учреждений, судебные решения, а также личный опыт автора в период прохождения им государственной службы в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости. Научная новизна диссертации и положения, выносимые на защиту. Порядок установления наличия профессионального заболевания является первым в науке права социального обеспечения исследованием, посвященным правовым вопросам социального обеспечения лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей. На защиту выносятся следующие положения: 1. Выявлены и обоснованы дополнительные признаки профессионального заболевания и сформулировано уточненное определение его понятия. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного лица, являющееся результатом воздействия на него вредного вредных производственного производственных фактора факторовпорядок установления наличия профессионального заболевания в списке профессиональных заболеваний, повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо смерть и вызывающее необходимость социального обеспечения застрахованного лица или членов его семьи. Произведена классификация правоотношений, возникающих при обязательном социальном страховании и социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей. Выделены правоотношения, возникающие: порядок установления наличия профессионального заболевания при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; б формировании средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на порядок установления наличия профессионального заболевания 6 изводстве и профессиональных заболеваний и обеспечении по страхованию; в осуществлении работодателем мер по предотвращению наступления страховых случаев; порядок установления наличия профессионального заболевания установлении наличия профессиональных заболеваний, их расследовании и учете; д проведении медицинских экспертиз; е в связи с обеспечением по страхованию; ж в связи с предоставлением иных видов социального обеспечения и мер социальной защиты пострадавшим и членам их семей. Порядок установления наличия профессионального заболевания место правовых норм об обязательном социальном страховании и о социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей в системе российского права. Отношения, возникающие при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируются нормами финансового и трудового права. Нормы финансового права опосредуют формирование средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обеспечения по страхованию. Нормами трудового права регулируется осуществление работодателями мер по предотвращению наступления страховых случаев. Отношения, возникающие при установлении наличия профессиональных заболеваний, их порядок установления наличия профессионального заболевания и учете, регулируются нормами права социального обеспечения и трудового права. Нормы права социального обеспечения регулируют проведение медицинских экспертиз, а также отношения, возникающие в связи с обеспечением по страхованию. Предоставление иных мер социального обеспечения лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей осуществляется в соответствии с нормами права социального обеспечения, трудового, административного и финансового права, а некоторых мер социальной защиты - трудового и административного права. Обоснован порядок установления наличия профессиональных порядок установления наличия профессионального заболевания, их расследования и учета, включающий в себя последовательную цепь стадий: установление предварительного диагноза профессионального заболевания; сбор информации и оформление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении о том, что у него есть профессиональное заболевание; установление заключительного диагноза; образование работодателем комиссии порядок установления наличия профессионального заболевания расследованию профессионального заболевания; расследование профессионального заболевания; составление акта о случае профессионального заболевания; учет профессионального заболевания. Вопреки положениям законодательства и мнению ряда ученых о том, что оплату дополнительных расходов следует относить к денежным выплатам, порядок установления наличия профессионального заболевания позиция, согласно которой самостоятельными видами обеспечения пострадавших на производстве являются медицинская, социальная и профессиональная реабилитация. Произведена классификация денежных выплат лицам, пострадавшим от профессиональных заболеваний, и членам их семей: по субъектам обеспечения; по периодичности выплат; по нормативным правовым актам, регламентирующим их предоставление; по органам, предоставляющим денежные выплаты; по финансовым источникам. При исследовании правоотношений по обеспечению застрахованных пособиями по временной нетрудоспособности в связи с профессиональным заболеванием обоснованы позиции автора по ряду правовых вопросов. Речь идет о возможности распространения положений Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» порядок установления наличия профессионального заболевания случаи осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении и долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения, о выплате пособия при наступлении страховых случаев в период работы по трудовому договору, а также когда заболевание наступило в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы и ограничительных сроков выплаты пособий, касающихся долечивания в санаторно-курортном учреждении, инвалидов. Доказано, что пособия по временной нетрудоспособности, назначаемые к выплате лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеют общую правовую природу с другими видами пособий по временной нетрудоспособности. Порядок установления наличия профессионального заболевания связи с порядок установления наличия профессионального заболевания нет необходимости в обособлении законодательства об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности лиц, пострадавших на производстве, от законодательства об обеспечении данными пособиями других застрахованных лиц. Обоснован ряд предложений по совершенствованию нормативных правовых актов о социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей, а также правоприменительной деятельности. В частности, излагается структура новой редакции Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Диссертация подготовлена на кафедре социального права, государственной и муниципальной службы Уральской государственной юридической академии и обсуждалась на заседаниях кафедры. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, докладывались на научных и научно-практических конференциях и семинарах: «Современные педагогические технологии преподавания правовых дисциплин» Екатеринбург, 27 марта 2007 г. Кроме того, основные положения диссертации получили отражение в научных публикациях автора. Положения диссертации используются автором в его преподавательской деятельности в Уральском институте экономики, управления и порядок установления наличия профессионального заболевания. Теоретическое и практическое значение диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной практике по вопросам социального обеспечения лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей, в научно-исследовательской работе, а также в учебном процессе. Диссертация состоит из введения, порядок установления наличия профессионального заболевания глав, которые разбиты на одиннадцать параграфов, заключения и библиографии. Глава 1 «Общие вопросы обязательного социального страхования и социального обеспечения лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей» состоит из четырех параграфов. В параграфе первом «Понятие профессиональных заболеваний их классификация» исследуются нормативное и научное определения профессионального заболевания. Рассмотрено содержание таких понятий, как «обязательное социальное страхование», «вредный вредные производственный производственные фактор факторы », «острое профессиональное заболевание отравление », «хроническое профессиональное заболевание отравление » и др. Обосновывается наличие у профессионального заболевания дополнительных признаков. Во-первых, если субъектом профессионального заболевания выступает только застрахованное лицо, то субъектами социального обеспечения в связи с профессиональным заболеванием могут быть и члены его семьи. Во-вторых, профессиональное заболевание может повлечь как временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности застрахованного лица, так и его смерть. В-третьих, последствия профессиональных заболеваний компенсируются не только путем обеспечения по обязательному социальному страхованию, но и с помощью выплат трудовых порядок установления наличия профессионального заболевания пострадавшим и членам их семей, пособий порядок установления наличия профессионального заболевания погребение и др. Поэтому в соответствующих случаях логичнее вести речь не о страховом обеспечении, а о социальном обеспечении. С учетом изложенного сформулировано следующее определение. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного лица, являющееся результатом воздействия на него вредного вредных производственного производственных фактора факторовпредусмотренное в списке профессиональных заболеваний, 10 повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо смерть и вызывающее необходимость социального обеспечения застрахованного лица или членов его семьи. В параграфе втором «Место правовых норм об обязательном социальном страховании и социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей в системе российского права» анализируются вопросы отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере. Взгляды ученых по указанным вопросам классифицируются на несколько групп. Авторы первой группы считают, что отношения по обязательному социальному страхованию входят в предмет трудового права, а регулирующие их правовые нормы - в правовой институт охраны труда Близким к этим взглядам является мнение о том, что нормы трудового права регулируют лишь расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Авторы второй группы полагают, что отношения по обязательному социальному страхованию и обеспечению по страхованию регулируются нормами права социального обеспечения Некоторые авторы утверждают, что правовые нормы об обязательном социальном страховании образуют подотрасль права социального обеспечения, а нормы о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - правовой институт этой подотрасли Третью группу представляют ученые, считающие. Наконец, четвертую группу составляют ученые, по мнению которых отношения по поводу обязательного социального страхования регулируются нормами финансового права Мачульская уточняет, что к финансовому праву следует относить правовые нормы, устанавливающие объемы и порядок формирования внебюджетных фондов, а Миронова - что отношения по формированию и распределению средств финансового источника не входят в предмет права социального обеспечения. Первый блок - правоотношения, возникающие при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они охватывают юридические связи между работником застрахованным лицом и работодателем страхователема также между работодателем порядок установления наличия профессионального заболевания и учреждением Фонда социального страхования РФ. Первые регулируются нормами трудового права, вторые - нормами права финансового. Второй блок составляют правоотношения по формированию средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые опосредуются нормами финансового права. Третий блок включает правоотношения, возникающие при осуществлении работодателем мер по предотвращению наступления страховых случаев: применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников и др. Возникающие в данной сфере отношения регулируются актами трудового законодательства. Четвертый блок - это правоотношения, возникающие при установлении наличия профессиональных заболеваний, их расследовании и учете. При этом установление наличия профессионального заболевания регулируется нормами права социального обеспечения, а расследование и учет профессиональных заболеваний - нормами трудового права. В пятый блок входят правоотношения, возникающие при проведении медицинских экспертиз: экспертизы временной нетрудоспособности; при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности; медико-социальной экспертизы. Все они по природе являются процедурными правоотношениями по установлению фактов, имеющих юридическое значение, и составляют часть правоотношений по социальному обеспечению. Шестой блок состоит из правоотношений, возникающих в связи с обеспечением по страхованию, которые следует подразделить на правоотношения по обеспечению граждан, пострадавших от профессиональных заболеваний: 1 пособиями по порядок установления наличия профессионального заболевания нетрудоспособности; 2 единовременными страховыми выплатами; 3 ежемесячными страховыми выплатами. Единовременные и ежемесячные страховые 12 выплаты могут предоставляться и членам семей застрахованных лиц в случае смерти последних. Кроме того, правоотношения возникают и по поводу предоставления пострадавшим медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Все перечисленные правоотношения являются как материальными, так и процедурными и процессуальными. Наличие процедурных и процессуальных правоотношений как правоотношений по социальному обеспечению признается в науке права социального обеспечения Спорным, однако, является мнение о том, что процессуальные правоотношения по социальному обеспечению урегулированы нормами гражданского процессуального или административного процессуального права. При решении данного вопроса, по мнению диссертанта, необходимо исходить из того, в каком соотношении находятся право социального обеспечения и административное право, право социального обеспечения и гражданское процессуальное право. Исследуя аналогичные вопросы, Зобнина доказали, что при этом имеются два основных блока вопросов, находящихся как бы в совместном ведении указанных норм: 1 права, свободы, обязанности человека и гражданина; 2 деятельность государственных органов, обеспечивающих надлежащую реализацию указанных прав, свобод, обязанностей. Поэтому, как считает диссертант, процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие при обеспечении порядок установления наличия профессионального заболевания, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являются комплексными правовыми отношениями, которые регулируются нормами административного права и права социального обеспечения, а также нормами гражданского процессуального права. Последний, седьмой, блок правовых отношений составляют правоотношения в связи с предоставлением иных видов социального обеспечения и некоторых мер социальной защиты пострадавшим и членам их семей. Это пенсионное обеспечение застрахованных лиц и членов их семей, выплата пособий на погребение, обеспечение занятости инвалидов из числа пострадавших от профессиональных заболеваний, создание инвалидам необходимых условий труда и т. Регулирование возникающих при этом отношений осуществляется нормами права социального обеспечения, трудового, административного и финансового права. Диссертант поддерживает мнение о том, что в составе отрасли права социального обеспечения существует правовой институт Особенной части «Обеспечение лиц, пострадавших от несчастных случаев на 13 производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей» Параграф третий «Установление наличия профессиональных заболеваний, их расследование и учет» посвящен анализу порядка установления профессиональных заболеваний, их расследования и учета. Отмечается, что в отличие от несчастного случая на производстве, который характеризуется внезапностью наступления, профессиональные заболевания, как правило, возникают с течением времени. Поэтому установление факта наличия профессиональных заболеваний - достаточно длительный процесс, состоящий из последовательных стадий. Изучение соответствующих нормативных правовых актов позволило выделить здесь следующие стадии: 1 установление порядок установления наличия профессионального заболевания диагноза профессионального заболевания; 2 сбор информации и оформление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении, что у него имеется профессиональное заболевание; 3 установление заключительного диагноза профессионального заболевания; 4 образование работодателем комиссии по расследованию профессионального заболевания; 5 расследование профессионального заболевания; 6 составление акта о случае профессионального заболевания; порядок установления наличия профессионального заболевания учет профессионального заболевания. В диссертации исследовано содержание каждой их названных стадий. Диссертант отмечает, что на законодательном уровне отсутствуют положения, регулирующие порядок установления наличия профессиональных заболеваний. Этот порядок опосредуется подзаконными нормативными правовыми актами. Обращается внимание на то обстоятельство, что в Трудовом кодексе РФ речь идет о расследовании и учете лишь несчастных случаев на производстве ст. Поэтому в диссертации предлагается в наименования данных статей Трудового кодекса РФ после слов «несчастных случаев на производстве» добавить слова «и профессиональных заболеваний» и внести соответствующие изменения в содержание этих статей см. В диссертации указывается также, что в Положении о расследовании и учете профессиональных заболеваний не установлены сроки расследования профессиональных заболеваний, а также срок вручения пострадавшему утвержденного акта о случае профессионального заболевания. Параграф четвертый «Правовые вопросы порядок установления наличия профессионального заболевания медицинских экспертиз» посвящен исследованию процедурных правоотношений, имеющих место в сфере осуществления медицинских экспертиз. Второй вид медицинской экспертизы - установление степени утраты профессиональной трудоспособности. Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется учреждением медико-социальной экспертизы в процентах исходя из оценки потери лицом способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие профессионального заболевания. Одновременно при наличии к тому оснований определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Соответствующее заключение учреждения медико-социальной экспертизы оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего вследствие профессионального заболевания. В программе фиксируются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения. Медико-социальная экспертиза лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, включает установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм порядок установления наличия профессионального заболевания дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается в числе прочего полная или частичная утрата лицом способности или возможности заниматься трудовой деятельностью Для порядок установления наличия профессионального заболевания, признанного инвалидом, специалисты бюро медико-социальной экспертизы разрабатывают индивидуальную программу реабилитации. По материалам Федерального бюро медико-социальной экспертизы в медицинской реабилитации нуждаются 97,5 % инвалидов, в психологическом компоненте реабилитации - 67,9 %, в профессиональной - 74,9 %, в социальной реабилитации - 80,8 % В первом параграфе «Конституция Российской Федерации и международные акты» исследованы положения Конституции РФ и основных международных актов, имеющие непосредственное отношение к социальному обеспечению лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей. К источникам права, регулирующим социальное обеспечение названных лиц, относятся и правовые источники, включенные в число таковых представителями науки теории государства и права, а также науки трудового права и права социального обеспечения. Так, в теории порядок установления наличия профессионального заболевания в качестве основных источников права выделяют нормативные правовые акты законы и порядок установления наличия профессионального заболевания актыправовые договоры международные и коллективныеа также судебную практику. Эти положения развиты в науке трудового права и права социального обеспечения. Юридические свойства Конституции РФ оказывают непосредственное влияние на содержание всей системы источников права социального обеспечения, отражают общие, родовые черты, присущие источникам права В то же время ряд положений Конституции Порядок установления наличия профессионального заболевания касаются социального обеспечения лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний ст. На втором месте после Конституции РФ стоят международные акты, что вытекает из ч. Все международные акты, действующие в сфере социального обеспечения, можно разбить на пять групп: акты ООН, акты Международной Организации Труда МОТакты Совета Европы, акты СНГ, двусторонние договоры с участием РФ или СССР. В диссертации проанализировано содержание таких актов ООН, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Порядок установления наличия профессионального заболевания о правах инвалидов. Следующую группу международных актов порядок установления наличия профессионального заболевания конвенции и рекомендации МОТ С одной стороны, в них закрепляются социальные стандарты, уровню которых должно в идеале соответствовать законодательство всех стран, с другой же - они способствуют унификации законодательства о социальном обеспечении. К сожалению, Российская Федерация ратифицировала лишь несколько конвенций МОТ по вопросам социального обеспечения, в частности Конвенции «О профессиональной реабилитации инвалидов» и «О равном обращении и равных возможностях трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями». России еще предстоит значительная работа по ратификации многих конвенций МОТ и приведению национального законодательства в соответствие с их нормами. Однако и не будучи ратифицированными, конвенции МОТ оказывают влияние на национальное законодательство В работе исследованы также Европейский кодекс социального обеспечения, Европейская Конвенция о социальном обеспечении и Европейская социальная хартия. По ряду позиций российское законодательство о социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей соответствует стандартам, установленным в этих актах. Из актов СНГ диссертантом изучены Конвенция о правах и основных свободах человека, Хартия социальных прав и гарантий граждан Независимых государств, соглашения по вопросам социального обеспечения, в частности Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Среди двусторонних договоров с участием РФ СССР в диссертации выделены Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения и Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения. В параграфе втором «Нормативные правовые акты, судебная практика» проведен анализ основных нормативных правовых актов о социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей, а также актов высших судебных органов. В Трудовом кодексе РФ имеется целый ряд статей, в которых порядок установления наличия профессионального заболевания том или ином виде затрагиваются вопросы социального страхования и социального обеспечения лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей. При этом в одних статьях ст. В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» содержится ряд ключевых понятий; «страховой взнос», «тариф страхового взноса», «социальный страховой риск», «страховой случай», «обеспечение по обязательному социальному страхованию» и др. Центральное место среди внутригосударственных источников права, регулирующих общественные отношения по обеспечению лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, и членов их семей, занимает Федеральный закон от 24 июля 1998 г. По мнению диссертанта, название Закона не полностью соответствует его содержанию. Если в названии речь идет лишь об обязательном социальном страховании, то в тексте содержатся статьи, посвященные вопросам установления наличия профессиональных заболеваний, их расследования и учета, вопросам проведения медицинских экспертиз, обеспечения лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей. Возникающие при этом правовые отношения выходят за рамки правовых отношений по обязательному социальному страхованию. Поэтому иными, чем в настоящее время, должны быть и наименование Федерального закона, и его структура. Автор порядок установления наличия профессионального заболевания именовать его Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании и социальном обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей» излагает новую структуру его редакции. Изучены решения Конституционного Суда РФ по соответствующим вопросам. В них речь идет о выплате за прошлое время сумм возмещения вреда, своевременно не полученных пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вине работодателя; о праве нетрудоспособных лиц, находящихся на 18 момент смерти застрахованного лица на его иждивении, на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного, не состоящего к моменту смерти в трудовых отношениях; о размере ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим право на ее получение в случае смерти застрахованного, и др. Параграф третий «Нормативные договоры и локальные нормативные акты» посвящен рассмотрению Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими порядок установления наличия профессионального заболевания работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 гг. В диссертации отмечается, что в коллективных договорах вопросы, касающиеся профессиональных заболеваний, получают развитие на основе положений, содержащихся в соответствующих федеральных нормативных правовых актах, актах субъектов федерации, генеральных, межрегиональных, региональных, отраслевых межотраслевыхтерриториальных соглашениях. Данные вопросы регулируются в разделах, посвященных охране труда, а также охране здоровья и социальному страхованию. Диссертант классифицирует положения коллективных договоров на две группы: 1 положения о профилактике профессиональных порядок установления наличия профессионального заболевания 2 положения о социальном обеспечении лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, а также членов их семей. В ряде случаев к коллективным договорам прилагаются локальные нормативные акты. Локальные нормативные акты отличаются от коллективных договоров прежде всего процедурой принятия - они принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников При изучении коллективных договоров и локальных актов ряда организаций выявлены некоторые их недостатки. Во-первых, в этих актах 19 нередко речь идет лишь о несчастных случаях на производстве, а профессиональные заболевания не упоминаются. Во-вторых, в отдельных коллективных договорах не делается различия между мерами по охране труда и мерами по охране здоровья работников. В-третьих, в некоторых коллективных договорах перечисляются меры, которые работодатель обязан осуществлять в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, постановлениями Правительства РФ. Глава третья «Правовое регулирование предоставления отдельных видов социального обеспечения лицам, пострадавшим от профессиональных заболеваний, и членам их семей» состоит из четырех параграфов. В параграфе первом «Обеспечение денежными выплатами» исследуются вопросы предоставления застрахованным лицам или членам их семей пособий по временной нетрудоспособности, единовременной и ежемесячной страховых выплат, а также трудовых пенсий, пособий на погребение и др. Что касается оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая, то вопреки мнению некоторых ученых Синьковдиссертант порядок установления наличия профессионального заболевания медицинскую, порядок установления наличия профессионального заболевания и профессиональную реабилитацию самостоятельными видами социального обеспечения застрахованных лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний. В диссертации произведена классификация денежных выплат по различным порядок установления наличия профессионального заболевания. Во-первых, по субъектам обеспечения. Застрахованным лицам выплачиваются: пособие по временной нетрудоспособности; единовременная страховая выплата; ежемесячная страховая выплата; трудовые пенсии по инвалидности и по старости; возмещение морального вреда; оплата отпуска. Членам семей застрахованных лиц выплачиваются: единовременная страховая выплата; ежемесячная страховая выплата; пенсия по случаю потери кормильца; пособие на погребение. Кроме того, члены семей застрахованных лиц, умерших вследствие профессиональных заболеваний, имеют право на выплату недополученных застрахованным лицом страховых выплат, пенсий и пособий в соответствии с законодательством об отдельных видах обеспечения. Во-вторых, по периодичности выплат. К единовременным выплатам относятся: единовременная страховая выплата, возмещение морального вреда, пособие на погребение и оплата отпуска. Ежемесячными являются ежемесячная страховая выплата, трудовые пенсии. Особняком стоит 20 пособие по временной нетрудоспособности, которое может быть как единовременным, так и ежемесячным. В-третьих, по нормативным правовым актам, регулирующим их предоставление. Так, пособие по временной нетрудоспособности предоставляется согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются по порядок установления наличия профессионального заболевания Федерального закона от 24 июля 1998 г. В-четвертых, по органам, их предоставляющим, а порядок установления наличия профессионального заболевания по финансовым источникам. Выплата пособия по временной нетрудоспособности, а также оплата отпуска осуществляются страхователем работодателема все другие выплаты - страховщиком, т. Финансовыми источниками, из которых производятся денежные выплаты, являются страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, а также средства федерального бюджета. Проведен анализ правовых норм о пособиях по временной нетрудоспособности, которые распространяются на всех застрахованных лиц, включая пострадавших от профессиональных заболеваний. Кроме того, выявлены те правовые нормы, которые не распространяются на лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также нормы, касающиеся только этих лиц. В итоге сделан вывод, что пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием являются одним из видов этих пособий. Следовательно, необходимость обособления законодательства об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием от законодательства об обеспечении данными пособиями в других случаях отсутствует. При рассмотрении вопросов обеспечения пострадавших от профессиональных заболеваний отмечается, что важной особенностью Федерального закона от 24 июля 1998 г. Таким образом, создаются материальные условия для возмещения ущерба, причиненного работнику в результате наступления страхового случая, а также для удовлетворения основных потребностей пострадавшего работника и членов его семьи. Поэтому диссертант не поддерживает предложение о зачете в счет страховых выплат пенсии по инвалидности, наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания Здесь же рассмотрены вопросы обеспечения застрахованных лиц трудовыми пенсиями по инвалидности и по старости, а членов их семей - трудовыми пенсиями по случаю потери кормильца и пособиями на погребение. Во втором параграфе «Медицинская реабилитация» указывается, что ни нормы Федерального закона от 24 июля 1998 г. Этот недостаток присущ порядок установления наличия профессионального заболевания Форме программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утв. Поэтому, по мнению диссертанта, здесь следует исходить из того содержания программы медицинской реабилитации, которое закреплено в приказе Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации порядок установления наличия профессионального заболевания, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации». С учетом изложенного в диссертации к медицинской реабилитации лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, отнесены: 1 лечение застрахованного лица; 2 санаторно-курортное лечение с проездом застрахованного, а в необходимых случаях и проездом сопровождающего лица для получения отдельных видов медицинской реабилитации; 3 изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов. Исследуется содержание каждого вида медицинской реабилитации лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний. Особое внима- 22 ние уделено вопросам медицинской реабилитации тех застрахованных лиц, которые признаны инвалидами вследствие указанных причин. При этом изучены соответствующие положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду утв. Изучение Федерального перечня от 30 декабря 2005 г. В связи с этим поддержано предложение о дополнении технических средств реабилитации спецавтотранспортом, приспособлениями для ведения домашнего хозяйства и др. В третьем параграфе порядок установления наличия профессионального заболевания реабилитация» отмечается, что согласно подп. Более широким является перечень мероприятий по профессиональной реабилитации лиц, которые в результате профессионального заболевания признаны инвалидами. Здесь речь идет не только о профессиональном обучении переобучениино и о профессиональной ориентации, содействии в трудоустройстве и производственной адаптации. Анализ содержания норм Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации утв. При рассмотрении содержания отдельных мероприятий по повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда анализируются соответствующие нормативные правовые акты и научная литература, а также излагаются взгляды диссертанта по ряду вопросов. Так, поддерживая предложение о необходимости установления квоты для приема на работу инвалидов не только организациями-работодателями, но индивидуальными предпринимателями Худяковадиссертант считает, что квоту целесообразно устанавливать не порядок установления наличия профессионального заболевания всех индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а лишь для тех, кто имеет определенное количество работников например, не менее десяти. Комментируются положения Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», касающиеся порядок установления наличия профессионального заболевания инвалидов. При этом поддерживается мнение о том, что законодателем не решен ряд вопросов о рабочем времени инвалидов В четвертом параграфе «Социальная реабилитация» рассматривается понятие социальной реабилитации лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, а также вопросы предоставления ее отдельных видов. Отмечается, что в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. Нет таких исчерпывающих норм и в Положении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время целый ряд нормативных правовых актов включает положения о реабилитации, в том числе социальной, всех инвалидов с охватом и пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а в других актах речь идет только о реабилитации инвалидов вследствие иных причин. При таких условиях выявить содержание понятия социальной реабилитации лиц, пострадавших вследствие профессиональных заболеваний, можно лишь путем анализа соответствующего нормативного материала и научной литературы. Анализ Федерального закона от 24 июля 1998 г. Во-первых, социальная реабилитация касается лиц, как ставших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний инвалидами, так и не ставших таковыми. Во-вторых, мероприятия социальной реабилитации могут одновременно распространяться на лиц, ставших инвалидами вследствие как несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, так иных причин. В-третьих, социальная реабилитация лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний и при этом не ставших инвалидами, регулируется нормативными правовыми актами, касающимися только граждан данной категории. В то же время социальная реабилитация инвалидов, ставшими таковыми вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируется и специальными нормативными правовыми актами, и актами, распространяющимися и на иные категории инвалидов. В диссертации социальная реабилитация определяется как система мер юридического, организационного, педагогического и психологического характера, направленных на восстановление способностей лиц, пострадавших от профессиональных заболеваний, к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Классифицируется социальная реабилитация на два блока: 1 социально-средовая реабилитация; 2 социально-бытовая реабилитация. Определено содержание каждого из них. Особое внимание уделено техническим средствам реабилитации, а также обеспечению застрахованных лиц транспортными средствами. В заключении подведены основные итоги диссертационного исследования и сформулированы предложения по совершенствованию соответствующего законодательства и практики его применения. Статьи, опубликованные в иных изданиях 2. Материалы Актуально Предметные центры Периодика Интерактив Партнерство Портал Copyright 2002-2006 © Редакция портала: Участие в портале и более общие вопросы: Сообщения о неполадках и ошибках:.

См. также