Основные характеристики креативного мышления в практике проектирования

ВАК Беларуси Паспорта, программы 17. В современной социокультурной ситуации роль и значение теоретико-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых в области дизайна возрастает. Сегодня происходит изменение сферы влияния дизайна, расширение объекта и предмета деятельности. Задачи, которые решает дизайнер сегодня, значительно шире задач, стоявших перед дизайн-деятельностью в период ее формальной организации. Изменение требований к деятельности обусловлено спецификой современного этапа технико-технологического, социально-экономического и культурного развития общества. Внедрение науки и современных информационных технологий в сферу дизайн-деятельности, процессы глобализации, обострение экологических проблем, необходимость осознания целей, задач, средств дизайна в контексте создания специфической продукции, обладающей региональными чертами, для продвижения ее на мировых рынках - все это актуализирует проблемы теоретико-методологического и методического порядка. Kуpc «Теория и методология дизайна», адресованный аспирантам и соискателям, предлагая основные характеристики креативного мышления в практике проектирования осмысление современных процессов в дизайне, призван помочь им определить свои профессиональные и ценностные установки, сформировать методологическую и методическую основу профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Программа курса «Теория и методология дизайна» ориентирована на обеспечение научно-профессиональной и педагогической деятельности аспирантов и соискателей, на развитие креативности и проективности их профессионального мышления. Курс «Теория и методология дизайна» предлагается для изучения аспирантам высших учебных заведений и научно-исследовательских центров Республики Беларусь с последующей сдачей кандидатского экзамена по специальности 17. Цели курса: Формирование мировоззренческой, методологической и методической основы профессиональной деятельности дизайнера, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, обеспечение овладения методикой проведения дизайн-исследований в процессе разработки проектного решения, основными принципами создания дизайн-продукта, обладающего новыми потребительскими свойствами. Задачи курса: Способствовать формированию мировоззренческих основ профессионального мышления дизайнера. Способствовать формированию теоретико-методологических основ деятельности с позиций системно-деятельностного подхода. Обеспечить овладение методикой проведения дизайн-исследований и формирования проектных концепций в процессе разработки проектного решения. Обеспечить овладение основными принципами создания дизайн-продукта, обладающего новыми потребительскими свойствами, на основе средств и методов художественного проектирования. История дизайна — — Тема 1. Исторические предпосылки дизайн-деятельности Тема 1. Основные этапы становления дизайн-деятельности Раздел II. Теория дизайна Тема 2. Методологические основы дизайн-деятельности Тема 2. Теоретическое осмысление деятельности Тема 2. Дизайн-деятельность как система Тема 2. Дизайн как художественно-проектная деятельность Тема 2. Базовые категории дизайна Тема 2. Содержание процесса дизайн-проектирования Тема 2. Сущность творчества в дизайне Раздел III. Методика дизайна Тема 3. Основные этапы разработки дизайн-проекта Тема 3. Методы дизайн-проектирования Тема 3. Средства дизайн-проектирования Всего основные характеристики креативного мышления в практике проектирования дисциплине: 96 Приведенный примерный тематический план учебного курса «Теория и методология дизайна» представляет собой его самую общую структурно-содержательную модель и предполагает возможность различных версий содержательного раскрытия предложенного курса. Особенностью данной программы является акцент на необходимости существенной активизации самостоятельной творческой работы аспиранта по осмыслению и анализу предложенной литературы как основной, так и дополнительной и авторской интерпретации актуальных проблем дизайна с учетом профиля диссертационных исследований, основные характеристики креативного мышления в практике проектирования аспирантами. В процессе подготовки по курсу «Теория и методология дизайна» предполагается выполнение реферата и подготовка визуальных материалов в виде электронной презентации по теме диссертации, с последующей их защитой при сдаче кандидатского экзамена. История дизайна Исторические предпосылки дизайн-деятельности Ремесленно-каноническая система воспроизводства и ее основные функции. Индустриализация промышленного производства как начальный период становления проектной деятельности. Промышленная революция XVIII — XIX основные характеристики креативного мышления в практике проектирования. Изменение отношений между искусством и техникой. Эклектика в формообразовании предметного мира XIX в. Первая всемирная промышленная выставка 1851 года Лондон и международная художественно-промышленная выставка 1906 г. Дрезден — осознание дизайна как нового вида человеческой деятельности. Основные этапы становления дизайн-деятельности Содержание понятия «дизайн». Этимология и генезис понятия. Датировка начала дизайнерской деятельности в контексте модели профессии. Земпер — родоначальник теоретического дизайна. Движение за обновление искусств и ремесел второй половины XIX в. Первые творческие объединения и школы подготовки дизайнеров: Германский Веркбунд — первое объединение художников, промышленников и коммерсантов. Баухауз — дизайнерская школа нового типа. Гропиус и его теория «тотальной архитектуры». Роль Баухауза в становлении и развитии дизайна. Функционализм — метод предметного формообразования нового века. Развитие дизайна в послереволюционной Основные характеристики креативного мышления в практике проектирования 1920-х гг. Развитие дизайна в странах Западной Европы и Америки в 1930-х гг. Всеобщий экономический кризис 1929г. Дрейфус — продолжатель идей функционализма. Лоуи — пионер коммерческого дизайна. Период организационного становления мирового дизайна. Концепция «хорошей формы» в дизайне и распространение интернационального стиля. Мальдонадо и Ульмская школа дизайна. Фирменные стили фирм «Браун» и «Оливетти». Нельсон и его концепция дизайна. Выход на мировую арену японского дизайна. Создание международной организации промышленного дизайна ICSID. Направления и национальные школы в Западном основные характеристики креативного мышления в практике проектирования. Организационное становление дизайна в СССР. Создание в СССР системы ВНИИТЭ. Период поиска новых подходов в дизайн-деятельности. Альтернативные течения в дизайне. Группа «Мемфис» и «новый международный стиль». Папанек идеи «гуманистического дизайна». Специфические особенности региональных и национальных линий в мировом дизайне европейская школа: итальянский, скандинавский, немецкий дизайн; американский дизайн; японский дизайн. Организационная структура и типология современного дизайна. Стафф-дизайн и независимый дизайн. Информационный дизайн графический, коммуникативный, медиадизайн. Арт-дизайн и промышленный дизайн. Становление и развитие дизайна в Беларуси. Белорусский филиал ВНИИТЭ и его роль в развитии отечественного дизайна. Проблемы современного белорусского дизайна. Основы Теории дизайна Методологические основы дизайн-деятельности Методологическое знание как научный способ представления и оперирования действительностью. Структура методологического знания: философская методология, общенаучные принципы и методы исследования, конкретно-научная методология. Постмодернизм как современная философско-научная рефлексия. Развитие материально-предметного мира в контексте культурно-цивилизационной динамики. Человеческие потребности как движущий фактор развития предметного мира. Сущность и основные характеристики креативного мышления в практике проектирования деятельностного и системного подходов в профессиональном творчестве дизайнера. Структурная схема воспроизводства человеческой деятельности. Системность как условие профессионального подхода к решению задач дизайн-деятельности системность дизайн-решения проблемы, системность программы действий по созданию или совершенствованию объектов проектирования, системность предметного окружения. Системность как основа подхода к дизайн-объекту. Системность как качество продукта дизайна. Сущность и значение герменевтического подхода в дизайне. Методологические основы теории и практики дизайн-деятельности. Формально-графическая модель объективного взаимодействия, ее базовые элементы, структура и логика построения. Механизм преобразовательного характера дизайн-деятельности: опредмечивание и распредмечивание, субъективация и объективация, интериоризация и экстериоризация. Дизайн в контексте смены основные характеристики креативного мышления в практике проектирования, культурных и проектных парадигм. Стратегии культурного освоения действительности альтернативная и комплементарная. Парадигма дизайна предметно-пространственной среды. Парадигма дизайна в информационной среде. Профессиональные установки деятельности инновационное и аналоговое проектирование. Аналоговое проектирование как прототипический подход, решение задачи. Инновационное проектирование как проблематизирующий подход, разрешение проблемы. Типы проектно-художественных позиций дизайнера инструментальная, идейно-ценностная, культурно-языковая. Функционализм как программа дизайна. Подходы к определению дизайна. Определение дизайна с позиций системно-деятельностного подхода. Дизайн как «пограничное» явление в контексте парадигмы деятельности. Основные характеристики креативного мышления в практике проектирования дизайна в контексте профессионального мировоззрения. Типологическая структура человеческой деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникационная, художественная деятельность. Сущность и специфика художественной деятельности. Проектная деятельность в структуре человеческой деятельности. Сущность и специфика дизайн-деятельности. Понятия «дизайн» и «дизайн-деятельность». Основные элементы системы дизайн-деятельности: субъекты, объект, предмет, условия, средства, процесс, основные типы связей внутри и вне системы дизайн-деятельности. Дизайн как художественно-проектная деятельность Дизайн как культурное явление. Дизайн как проектная деятельность. Проектирование в системе общественного воспроизводства. Типы проектирования оперативное, многолетнее, перспективное. Принцип опережающего отражения действительности в проектной деятельности. Проектные средства и методы. Типология потребительских свойств промышленного изделия как результат социокультурной типологизации основные характеристики креативного мышления в практике проектирования системы взаимодействия — системы ценностей — стили жизни — социальные роли — типы изделия. Дизайн как техническая деятельность. Понятие технического в дизайне. Дизайн как экономическая деятельность. Дизайн как художественная деятельность. Эстетическое и художественное в дизайне. Художественный и внехудожественный уровни эстетической деятельности. Техника как эстетическая значимость. Красота как художественная и эстетическая ценность. Системная организация объекта как ценность. Форма как эстетическая ценность. Базовые категории дизайна Проектный образ. Проектный образ как художественная модель. Образ как единство чувственного и смыслового в объекте дизайна. Предметное, смысловое и эмоционально-выразительное основные характеристики креативного мышления в практике проектирования образа. Неизобразительная природа образа в дизайне. Образ как носитель знаковой функции продукта дизайна. Трехкомпонентность художественного образа объективная реальность, субъективный мир дизайнера, жизненный опыт реципиента. Качественные характеристики художественного образа дизайн-продукта целостность, внутренняя нерасчлененность, одномоментность воспроизведения в сознании. Разновидности образных моделей в дизайне: образ-заимствование, образ-аналогия, образ-ассоциация, образ-цитата, образ-стилизация. Композиция как средство создания художественного образа и организации художественной целостности объекта дизайна. Тектоника как средство преобразования технической формы в эстетическую и художественно-значимую. Художественный образ как результат сотворчества дизайнера и потребителя. Контекст, предопределяющий распредмечивание художественного образа. Критерии качества образного решения объекта дизайна новизна, выразительность, доступность пониманию, органичность, убедительность, смысловая устойчивость. Основные характеристики проектного образа идеальность, целостность, осмысленность. Методики образного подхода в дизайн-проектировании художественное моделирование, композиционное формообразование, смыслообразование. Подходы к классификации функций. Структурная иерархия функций дизайн-объекта. Виды, типы и принципы организации функциональных систем. Функциональный процесс и его структура. Инструментальная и знаковая функции дизайн-продукта. Морфология как пространственное строение объекта, его структура, связанная с физическим существованием объекта в пространстве и времени, со свойствами материала. Морфология предметно-пространственной среды средовой субъект, средовое ядро, основные характеристики креативного мышления в практике проектирования периферия, «средовая» граница, неосвоенное предметное окружение. Морфология объекта медиадизайна специфика структуры информационного сообщения. Технологическая форма как проекция технологического процесса на материал. Смыслообразование как прием образования смысла объекта проектирования как образа социально-культурного бытия. Объективное содержание объекта проектирования первичное значение как исследование его всестороннего функционирования в реальном социально-культурном пространстве. Тематизация как вторичное значение объекта проектирования, привнесенное дизайнером предварительная авторская гипотеза объекта. Проектная идея объекта как совмещение первоначальной гипотезы и полученных данных проектного исследования. Композиция как средство формирования знаково-символического смысла объекта дизайна. Механизм словесных тропов как обогащение смысла объекта, повышение информативности его образа. Смыслообразование и проектно-художественная позиция дизайнера. Мифологемы как зашифрованные смыслы, структуры «коллективного бессознательного». Формально-графическая модель процесса дизайн-проектирования. Анализ и синтез как стадии процесса дизайн-проектирования. Аксиология и морфология объекта как проектные категории. Основные характеристики креативного мышления в практике проектирования анализ как средство формирования ценностного содержания аксиологии объекта проектирования. Композиционный анализ как средство формирования морфологии объекта проектирования. Формообразование как процесс материализации содержания функции объекта в его конструкции. Тенденции формообразования в контексте парадигмы деятельности. Формообразование и композиционный поиск как средство объемно-пространственного и пластического решения объекта проектирования на стадии проектного синтеза. Цель, стратегия и тактика дизайн-проектирования. Категории целей дизайн-проектирования художественно-образное, функциональное, морфологическое, технологическое проектирование. Структурные уровни проектной концепции уровень постановки проблемы; описание прогностической модели объекта; уровень проектной реализации. Концепция дизайн-деятельности, концепция совокупного объекта, концепция частного объекта, проектная концепция. Потребитель как адресат дизайн-проекта. «Портрет» потребителя: профессиональные, экономические, культурно-ценностные, психофизиологические, половые, антропометрические, возрастные и др. Восприятие дизайн-продукта в контексте парадигм дизайн-деятельности предметное мышление в стремлении к гармонии, мифопоэтика средового восприятия; свойства виртуального события. Аспекты процесса дизайн-проектирования технологический, морфологический, функциональный, художественно-образный. Типы связей между аспектами функциональная и тематическая. Содержательно-структурная единица модуль содержания процесса дизайн-проектирования. Воспроизведение модуля содержания как условие содержательной целостности и непрерывности процесса дизайн-проектирования. Объект дизайна и его основные характеристики. Типы и виды проектируемых объектов. Объект дизайна как выражение культурных смыслов в контексте парадигмы проектирования. Вещь и совокупность вещей как структурная единица проектирования в парадигме предметного дизайна. Инструментальная и знаковая функция вещи. Социокультурная функция вещи вещь в контексте цивилизации и культуры. Вещь как потребительская ценность. Общественно-ценностные характеристики вещи: техническое совершенство, экономическая эффективность, полезность, удобство, целесообразность, основные характеристики креативного мышления в практике проектирования выразительная форма. Поведенческая ситуация как элемент проектирования в парадигме дизайна предметно-пространственной среды. Взаимосвязь понятий «среда» и «система». Основные характеристики предметно-пространственной среды целостность, структурированность, специфичность, эмоциональная окрашенность, суггестивность воздействия и пр. Уровни рассмотрения среды морфологический, семиотический, феноменологический. Система требований к среде. Виртуальное событие как структурная единица проектирования в парадигме дизайна информационной среды. Операциональные элементы и механизм дизайн-процесса. Исходные установки субъекта дизайн-процесса познавательная, критическая, преобразовательная. Операциональный модуль исследование, критика и оценка, проектирование. Процесс дизайн-проектирования как воспроизводство операционального модуля, средство сохранения целостности и непрерывности дизайн-процесса. Содержание процесса дизайн-проектирования Постановка проблемы. Проблематизация расширение смыслового контекста поставленной задачи, трансформация ее в проблему. Выявление сторон и связей в проблеме и формулирование ее содержания. Локализация проблемы определение исходных условий и ресурсов для решения проблемы. Определение проектных целей и состава решаемых задач. Определение адресата проектируемого объекта. Художественное моделирование потенциального потребителя. Системы потребительских требований и предпочтений. Формирование «образа целей» и способов их достижения. Исторический анализ проблемы и способов ее решения выявление динамики изменения потребности и факторов, повлиявших на изменение смысло- и формообразования объекта или изменение способа удовлетворения основные характеристики креативного мышления в практике проектирования общественные отношения, мировоззрение, наука, производство, экономика, экология, культура. Ролевой контекст контекст деятельности различных специалистов вокруг разрабатываемого объекта. Функциональный контекст прогноз функционирования проектируемого объекта в системе «человек-предмет-среда». Образно-художественный контекст аналогии между выразительными особенностями дизайн-объекта и приемами повышения выразительности, разработанными в других областях искусства и культуры, анализ композиционно-образного решения объектов-аналогов. Описание прогностической модели объекта. Функциональный анализ стадий и форм существования объекта и особенностей его взаимодействия с человеком на различных уровнях социального функционирования объекта производство, распределение, хранение, транспортировка, эксплуатация, ремонт, утилизация. Выявление ограничивающих условий внешней среды и ее качественных основные характеристики креативного мышления в практике проектирования географических, климатических, сезонных, региональных, демографических и пр. Типологический анализ предметных аналогов и прототипов. Объемно-пространственная структура фигура, величина, положение, порядоктектоника и соразмерность как основные факторы морфологического анализа. Художественно-композиционный анализ предметных аналогов и прототипов. Знаково-символический, стилистический, аксиологический и эстетический анализ аналогов и прототипов. Конструктивный, технологический, материаловедческий экономический, эргономический, экологический анализ прототипов. Функционально-структурный анализ технологических и операциональных циклов обслуживания, ремонта и утилизации объекта проектирования. Определение визуальных свойств, подбор эмоционально-чувственных аналогов по свойствам. Поиск композиционно-художественных и материально-технических средств для воплощения предметного содержания в проектном образе. Текстовое и графическое оформление материалов проектных исследований и предлагаемой дизайн-концепции в виде дизайн-предложения. Постановка проектной задачи составление технического задания. Уровень проектной реализации дизайн-концепции. Поиск вариантов компоновочного и пластического решения объекта, его основных формообразующих элементов. Конструктивная, технологическая и эргономическая проработка формы проектируемого объекта. Проработка принятого варианта композиционно-пластического решения формы проектируемого объекта. Цвето-графическая разработка проектируемого объекта. Художественно-графическое представление материалов проектного решения. Оформление материалов эскизного дизайн-проекта. Работа дизайнера на стадии выполнения рабочего проекта изделия и внедрения в серийное производство. Сущность творчества в дизайне. Особенности профессионального мышления дизайнера образность, системность, инновационность. Креативность как качественная характеристика профессионального мышления дизайнера умение увидеть проблему; умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей; гибкость как умение отказаться от усвоенной точки зрения и понять новую; оригинальность, отход от шаблона; способность к перегруппировке идей и связей; способность к абстрагированию или анализу; способность к конкретизации или синтезу; основные характеристики креативного мышления в практике проектирования стройности организации идей; возможность перенести творческие способности с одного «материала» на другой. Метафоричность как интегративный показатель креативности. Визуальная метафора и ее разновидности метонимия, аллегория, омонимия, синонимия. Способы мышления дизайнера: абстрактно-логическое вербально-понятийное и целостное образное. Чувственная ступень познания в дизайн-творчестве. Особенности рационального основные характеристики креативного мышления в практике проектирования в дизайн-творчестве. Зрительное восприятие размера и формы, глубины, направления, движения. Предвидение, гипотеза, фантазия, интуиция, типизация, обобщение и конкретизация как компоненты структуры дизайн-творчества. Механизм творческого процесса посыл, осознание проблемы, инкубация, инсайт. Критерии оценки творчества в дизайн-деятельности. Ступени творчества: основные характеристики креативного мышления в практике проектирования, манера и творческая концепция стиль. Творческая концепция как преломление мировоззренческой позиции дизайнера в оригинальности его мышления и чувствования. Новизна и ценность как критерии качества продукта дизайна. Методика Дизайн-проектирования Основные этапы разработки дизайн-проекта Ознакомление с проблемой и разработка технического задания на проектирование. Авторский надзор дизайнера на стадии выполнения рабочей документации и внедрения в основные характеристики креативного мышления в практике проектирования производство. Методы дизайн-проектирования Классификация методов по характеру организации мышления дизайнера: алгоритмические и эвристические методы. Алгоритмические методы в дизайне граф зависимостей, метод морфологических карт, матрица идей. Эвристические методы в дизайне: метод элементарных вопросов; метод мозговой атаки; метод наводящих операций инверсии основные характеристики креативного мышления в практике проектирования метод аналогий синектика — прямые аналогии, личные аналогии, символические аналогии, фантастические аналогии; метод эмпатии; заимствование позиции; метод ассоциаций; сценарное моделирование. Классификация методов в зависимости от аспектов процесса дизайн-проектирования: методы исследования структуры проблемы; целевого моделирования; функционального проектирования; морфологического проектирования; технологического проектирования; эргономического проектирования; методы художественно-образного проектирования, методы целостного процесса разработки эстетико-художественной концепции объекта и программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта, методы оценки уровня дизайн-решения. Методы исследования структуры проблемы и расширения смыслового контекста объекта проектирования. Поиск и разработка «культурного образца». Ретроспективное моделирование исторический анализ. Методы исследования проектных ситуаций. Методы основные характеристики креативного мышления в практике проектирования моделирования потребителя. Сценарная модель структуры целей. Методы моделирования тактических действий. Методы морфологического проектирования: поиск формы на основе пространственной перекомпоновки прототипа; поиск формы на основные характеристики креативного мышления в практике проектирования преобразования конструктивных связей морфологии прототипа; преобразование морфологии на основе переосмысления функциональной структуры деятельности. Метод создания технологического образа как проекция отношения дизайнера к технологии и материалу. Подходы к рассмотрению технологической формы. Методы смыслообразования содержание образа. Тропные преобразования по принципу смежности синекдоха, метонимия ; по принципу сходства метафора, гипербола, литота ; по принципу контрастности оксюморон, ирония. Композиция как художественный метод формирования целостной структуры гармонической формы, обладающий образной выразительностью. Методы целостного процесса разработки эстетико-художественной концепции объекта и программно-целевой организации системы деятельности по реализации разработанного проекта. Методы оценки уровня дизайн-решения. Средства дизайн-проектирования Проектные классификации. Общие классификации сфера назначения — производственная, массового обслуживания и личного потребления. Оперативные частные классификации категории потребителей, категории потребительских требований и др. Средства и приемы смыслообразования. Прием сопоставления как средство формирования социокультурного смысла объекта. Средства и приемы композиционного формообразования в контексте объекта гармонизации. Визуальная структура как объект гармонизации средство композиционного формообразования — стилистика; приемы — приемы стилизации. Антропометрическая структура как объект гармонизации средство композиционного формообразования — масштабность; приемы масштабной гармонизации. Материальная структура как объект гармонизации средство композиционного формообразования — тектоничность, размерно-модульная гармонизация; приемы тектонического формообразования и размерно-модульной гармонизации. Цвет как средство композиционного формообразования. Макетирование поисковые, доводочные, демонстрационные макеты. Средства компьютерного проектирования программные средства мягкотельного и твердотельного объемного моделирования; анимации; двухмерного моделирования. Конструкция, материал, технология как средство дизайн-проектирования. Литература Основная литература Арнхейм Искусство и визуальное восприятие. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. Основные характеристики креативного мышления в практике проектирования и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. Красота и польза: Социологические вопросы материально-художественной культуры. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне. Архитектоника промышленных форм: Принципы образования промышленных основные характеристики креативного мышления в практике проектирования. Основные задачи и принципы художественного проектирования дизайн архитектурной среды : Уч. Основы технической эстетики: Расширенные тезисы. Проблемы образного мышления и дизайн. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. Теоретические и методические исследования в дизайне. «Техническая эстетика» —— Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. «Техническая эстетика» —— Функция вещи как предмет исследования в дизайне. Ценности, образ жизни и жилая среда. Формальная композиция: Творческий практикум. Становление и сущность системного подхода. Очерки истории и теории. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов: Уч. Гуманитарно -художественные проблемы образа жизни и предметной среды. Дизайн в капиталистических странах. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. Станауленне тэарэтычных уяуленняу аб дызайне гiсторыка-светапоглядны аналiз. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955-1985. Становление, структура и функционирование дизайна как эстетической деятельности историко-логический анализ : Учеб. Итальянская модель дизайна: Проектно-поисковые концепции второй половины ХХ в. Концепция «производственного искусства» 20-х годов: историко-критический очерк. Исследование систем управления: Учебник для вузов. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Методология исследования проектной деятельности: Тез. Автоматизация проектирования как комплексная проблема совершенствования проектного дела в стране. Креативное мышление в дизайне. Архитектурная герменевтика: Текстологические аспекты теории архитектуры: Учеб. Эстетика и техника: Альтернатива или интеграция? Научно-техническое и художественное в дизайне. Дизайн для реального мира. Проблема формирования эстетической ценности и эстетическая оценка. История прикладного искусства нового времени. Введение в зрительное восприятие: В 2-х т. Дизайн: Содержание деятельности и основные термины: Учеб. Дизайн: Этапы становления: Учеб. Теоретические проблемы дизайна: Методологические аспекты социологических историко-культурных исследований. Художественные и комбинированные формообразования. Художественное конструирование: Проектирование и моделирование промышленных изделий. Эргономика: принципы и рекомендации. Эстетическая ценность объектов дизайна и ее функционирование в системе культуры. Системный подход и принцип деятельности.

См. также